Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

3. ЦСКП

Новости

Главный конфликт современной России – это ее место в мире

Государственная и партийная идеологии в России стали темой заседания Дискуссионного клуба, организованного Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) и ИА "Росбалт". В основу обсуждения легло выступление Владислава Суркова на семинаре для партийного актива Партии "Единая Россия".

Андрей Исаев, член Президиума Генерального совета Партии, руководитель комиссии "Единой России" по агитации и пропаганде, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике назвал доклад Владислава Суркова самым важным идеологическим выступлением, которое появилось в феврале. "Это чрезвычайно значимый текст, излагающий серьезные идеологические позиции и систематизирующий взгляды, которые излагались властью и поддерживающей эту власть Партией "Единая Россия"".

"Государственную или партийную идеологию предлагает Владислав Юрьевич Сурков? Является ли излагаемая им политическая доктрина доктриной государства или это идеологическая доктрина одной партии - "Единой России". Сама по себе эта лекция отвечает на этот вопрос достаточно четко: это идеология и того и другого. Мы находимся в переходном периоде. Государственность наша находится в стадии формирования. И то, что сегодня является идеологией одной партии, должно через некоторое время стать идеологией государства. Не путем навязывания, а путем победы именно данной политической доктрины. Идеология, которая сегодня является идеологией "Единой России", должна все больше и больше становиться идеологией, разделяемой подавляющим большинством общества.

Владислав Юрьевич очень четко обозначает основной политический конфликт, который сегодня существует в обществе. Это конфликт не между политическими партиями, действующими в рамках одного государства, одной политической системы. Это конфликт между политическими партиями, борющимися за разные государства и разные общественно-политические системы. В этом смысле неприменима попытка разложить все на правых и левых в западно-европейском ключе. Потому что Западная Европа заняла свое место в современном мире, практически никем сегодня не оспариваемое. Основной конфликт, который там сегодня происходит – это конфликт между мерой социальной справедливости и экономической эффективностью. И то и другое в почете, все признается в качестве базовой ценности всеми основными политическими игроками. Но вопрос меры между ними – это конфликт между консерваторами и социал-демократами в Западной Европе.

Не этот конфликт, и об этом говорит Сурков, главный конфликт современной политической России. Главный конфликт современной России – это ее место в мире, какой она будет. И по этому принципу происходит деление на три политические силы. Эти политические силы предлагают разную политическую идеологию. Противников "Единой России" он делит на два лагеря:

Изоляционисты, которые считают, что Запад несет исключительный вред нашей стране, морально разлагает, экономически подавляет. Если Россия не готова сейчас противостоять этому, то надо в какой-то степени восстановить "железный занавес" и восстановить государственное управление всеми сферами жизни. Поэтому изоляционисты по необходимости являются государственными социалистами. По недоразумению, по сложившейся традиции в российской политике они называются левыми. В идеологии КПРФ, "Родины", Патриотов России есть левые элементы – требование повышения всем всего, увеличение налоговой нагрузки на работодателей. Но если вы спросите их о таких важных для левых вопросах как свобода личности, мера влияния государства, по вопросам традиционных ценностей – семейные ценности или аборт, по вопросам национальностей, то вы убедитесь очень скоро в том, что коммунисты абсолютно не подходят под западные мерки левых. Эти организации ближе к Ле Пэну (праворадикальный французский политик. – прим. ред). А "Родина" - это просто с моей точки зрения национал-социалистическая организация. Возможно, в ней будут происходить изменения в ближайшее время. Они не нужны сегодняшней российской государственности. Ей не нужен откат назад.

Вторую группу, которая противостоит "Единой России" Сурков называет партией олигархов по уровню социальной поддержки. Если говорить об ориентации, я бы назвал их западниками, т.е. те, кто хотел бы интеграции России в западное сообщество на любых условиях. Чтобы как можно скорее открыть возможность для себя ездить на курорты, детям учиться там, еще раз подчеркиваю – на любых условиях.

Для нашего государства это будет означать социальную катастрофу, но для данной группы социальная катастрофа огромного числа соотечественников не важна. Для них в принципе не важно понятие "соотечественники". Их позиция – "я человек мира, но меня угораздило родиться в России". Квинтэссенцией этого, безусловно, является Валерия Ильинична Новодворская. Более гибко пытаются излагать эту позицию Явлинский, Гайдар и т.д. Эта категория тоже выступает против складывающейся российской государственности, которая ей не нужна.

Вот этим группам противостоит "Единая Россия".

Почему идет речь о том, что "Единая Россия" может долго находиться у власти? Путинское большинство, которое сегодня сложилось, выбирает путь модернизации страны, ее вписывание в международное сообщество. Поэтому, так или иначе, оно будет поддерживать данную политическую силу и давать меньшинство тем, кто мечтает опрокинуть сегодняшнюю государственность и заменить ее квазилиберальной или квазисоветской государственностью. До тех пор пока не произойдет трансформация, пока ценности, отстаиваемые сегодня только одной частью политического спектра - "Единой Россией", по мере укрепления российской государственности не станут всеобщими ценностями. Тогда предмет спора станет иным. "Единая Россия" займет позиции, менее значимые с позиции глобального выбора, но которые будут значимы для общества в тот момент. Большинство сегодня голосует за "Единую Россию" потому, что мы олицетворяем данную государственность, а не ту, которую пытаются навязать наши оппоненты.

Изложенная Сурковым идеология является первым на сегодняшний момент позитивным развернутым изложением российского современного консерватизма. Говорить о консервативной идеологии в России еще несколько лет назад было невозможно, потому что консерватизм по отношению к чему? Консерватизм на западе – это сохранение традиционных западных ценностей. А что такое быть консерватором в современной постсоветской России – что консервировать? То, что существовало в период государственного социализма? Или же называть себя консерваторами и проводить радикальные реформы? Сейчас появляется возможность обеспечения консервативной модернизации, консервативного развития. И Сурков, на мой взгляд, очень точно пытается провести эту линию.

Россия – часть европейской цивилизации. Да, мы болезненно воспринимаем систему государственного социализма. Разве с этими проблемами не столкнулись европейские государства? Разве не было нацизма в Германии, франкизма в Испании, фашизма в Италии? Это проблемы, которые существовали. Да, у нас это было 70 лет, но, тем не менее чем это измеряется: количеством лет или тем, что общество прошло через эту стадию? Сурков говорит, что во время этой стадии были негативные элементы, от которых мы должны отказаться и были элементы, которые мы должны воспринять как приемлемые. Нельзя говорить, что там было только одно плохое. Это и есть консервативный подход, стремление сохранить историю, сохранить традиции, отбрасывая то, что не соответствует насущным потребностям.

Некоторые политически партии подражают западной классовой традиции, пытаясь опираться на классовые подходы: Партия рабочих и крестьян, Партия малого и среднего бизнеса, Партия пенсионеров. Этот подход устарел для современного мира. Есть разногласия между разными социальными группами. Для вопроса о том, какое место займет Россия в мире, эти разногласия малы и несущественны. Если мы становимся сырьевым придатком Запада, то мы проиграем и малый и средний бизнес, и трудящихся, и бюрократию. Если мы вернем статус сверхдержавы, то от этого выиграют все социальные слои, которые существуют сегодня в российском обществе. Это может ставиться на определенном этапе как общенациональная идея. Именно об этом говорил Сурков, подразумевая, что эта идея, воплощенная в партии "Единая Россия", может господствовать, доминировать, объединять общество на какой-то длительный период времени.

При этом особо подчеркиваю, что доминирование должно быть обеспечено не административными методами. Случаев, когда доминирование обеспечивается административными методами, будет становиться все меньше и меньше. Влияние этих административных методов по объективным причинам развития общества будет неизбежно сокращаться. Поэтому перед партией стоит задача обеспечить это доминирование словом, пропагандой, изложением своих взглядов, отстаиванием своей позиции.

Этот механизм будет предполагать обязательное сохранение многопартийности, соревновательности, в какой-то степени поддержку оппозиционных политических сил, которые будут критиковать "Единую Россию".

Когда консенсус, отстаиваемый сегодня путинским большинством и воплощаемый "Единой Россией" станет общенациональным консенсусом, "Единая Россия" займет в рамках этого консенсуса некую нишу. Исторически сложилось, что партии такого типа занимают, как правило, правоцентристскую нишу. Другая политическая партия займет левоцентристскую нишу, и тогда "Единая Россия", безусловно, проиграет и уступит власть. Но для этого необходимо, чтобы государственная идеология России стала общенациональным консенсусом.
Единая Россия” 30.03.2006