Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

1. ФНРП

Публикации в СМИ

28-02-2012

"Атака Исаева" 5 выпуск

    

А.ИСАЕВ: Добрый день или добрый вечер, как у кого складывается масленичная суббота. Те, кто слушает нас за Уралом, тем, несомненно, доброй ночи. Меня зовут Андрей Исаев. Я председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы. Моя программа авторская, я не журналист, я высказываю свою точку зрения, которая вполне пристрастна и вполне субъективна. Но вы имеете полное право высказать вашу точку зрения. Для этого вы можете либо направить SMS-сообщение по телефону +7-925-101-107-0. Вы можете послать сообщение через Интернет на сайт rusnovosti.ru. Через некоторое время мы включим телефон прямого эфира, напоминаю 788-107-0, но это через некоторое время, пока поговорим. И обязательно проведем сегодня как минимум два очень важных голосования. Важных для меня и, я надеюсь, что для всех нас, потому что они касаются нашей жизни. Атака, так атака, давайте, что называется, атаковать. До конца 18 века в мире господствовала концепция о том, что человечество делится на две категории, на людей благородных и подлых, но не по нравственному показателю, а по происхождению. Благородные люди — это дворяне и естественно, что их голос стоил значительно дороже, чем голос подлых людей, то есть простолюдинов. Они могли думать о чем-то вечном, значимом, у них рождались в голове светлые мысли. А вот у простолюдинов, по тогдашнему представлению, ну, в основном мысли о своем желудке, о дне насущном, не более того. Такая точка зрения, напомню, существовало до конца 18 века. Потом реформация, просвещение, Великая французская революция, Вольтер, «Женитьба Фигаро». Точка зрения начала ломаться и меняться. И, казалось бы, уже к концу 19 века, к началу 20 она была полностью преодолена, господствовала точка зрения, что люди равны, голоса их равны, их позиции равны и пользуются взаимным уважением. Но нет, постоянно возрождается вот этот подход о том, что есть благородные (меньшинство) и есть подлое большинство. Увы, в 20 веке мы увидели, наверное, самое мрачное воплощение этой точки зрения, это нацизм, когда благородное меньшинство было одной нации, нации истинных арийцев. А вот славяне, цыгане и все остальные и прочие, это были подлое большинство. К счастью нашему общему, благодаря мужеству наших предков, благодаря мужеству наших родителей, мужеству наших дедов мы победили эту серьезную угрозу, которая существовала для человечества. И, тем не менее, вот такая точка зрения, такой подход о подлом большинстве и благородном меньшинстве нет-нет да и всплывет. И удивительным образом он вдруг внезапно всплыл, с моей точки зрения, вполне субъективной, в политике либеральных сил современной России. О чем я и к чему я это хочу сказать?
Начиналось все довольно невинно. Я услышал на следующий буквально день после митинга на Болотной площади о том, что там собрались лучшие люди, такие благородные, такие замечательные лица, это креативный класс, это лучшее, что существует в нашей стране, в нашем обществе. Подумал я: нормальный пиар-ход. Вы прекрасно понимаете: сидит себе человек в офисе, большую часть времени сидит в социальных сетях, переписывается со своими друзьями, играет в компьютерные игры, вечером вместе с девушкой посещает боулинг или пивной бар. И вдруг достаточно ему выйти на Болотную площадь, оказывается он — креативный класс, хотя не очень понятно, что он такого накреативил. И оказывается он — благороднейший человек и лицо у него самое благородное. И вообще, он — лучшая надежда современного общества. Нормальная вещь для того, чтобы мобилизовывать своих сторонников на митинги. В политической борьбе такой ход регулярно используется, поэтому даже ничего особенного говорить-то по этому поводу мы не стали. Ну, креативные лица, значит креативные. Потом вдруг внезапно всплывает история, что оказывается с этими креативными собравшимися людьми нужно вести какие-то переговоры. О чем? Бог мой, а о том, чтобы изменить Конституцию в Российской Федерации, о том, чтобы отменить выборы президента, о том, чтобы сформировать некий круглый стол и переходное правительство, распустить Государственную Думу и бог знает вообще о чем. Почему? Нас собралось много. Сколько много? 20 тысяч, говорит милиция, 25. Нет, нас собралось 120 тысяч. Ну, хорошо, 120 тысяч и 140 миллионов граждан России, из которых миллионы, десятки миллионов голосовали за президента, за Государственную Думу, которых вы сейчас всех собираетесь разогнать. Почему? Да потому что мы креативный класс, мы лучшие. И вот уже Кудрин как чайка порхает над этими волнами, он готов вести переговоры и так далее, и тому подобное. Хорошо, терпимо, потому что это в конце концов та же самая политическая борьба. Но вот на «Уралвагонзаводе» люди говорят: нам это не нравится, мы хотим стабильности, у нас другая точка зрения. Бог мой, что начинается в интернете. Их называют быдлом, скотами. Я заготовил несколько цитат, но не буду эти цитаты повторять, чтобы эфир не засорять. Наш креативный, благородный класс ругается, как ругались извозчики в 19 веке, поэтому, наверное, оставим на их совести, но, тем не менее, вот это «быдло» пошло. Это, конечно, наиболее одиозные персонажи говорят про быдло, люди более интеллигентные подкалывают по-другому. Вот на Сахарова и на Болотную могут выходить люди идейные и только идейные, они выходят по идейным соображением. А вот тех, кто вышел на альтернативные митинги на Поклонную гору, 23 февраля на митинг в Лужниках, кто выходил на многочисленные митинги в территориях, их всех свозят насильственно. Они это делают либо за деньги, либо потому что их насильственно свезли. Иметь свою точку зрения, иметь свою позицию, отдельную от либеральной, им господа либералы не позволяют. Мы говорим о том, что представители «болотной оппозиции» только себе дают право выходить добровольно, креативно, замечательно, все остальные, кто пришел — это согнанные люди.
Вот участвовал я сразу после нашей программы в автопробеге, который был в поддержку Владимира Путина по Садовому кольцу Москвы. Тысячи машин. По данным ГАИ, где-то примерно 2 тысячи. По данным организаторов, 5 тысяч. Не хочу спорить, просто могу сказать, что много было людей на самых разных машинах. Михаил Шмаков, лидер Федерации независимых профсоюзов России провез меня на своей «Победе». Шикарная машина 1950 года выпуска, но, тем не менее, едя в ней, понимаешь, что автопром все-таки далеко ушел в своем развитии. И, тем не менее, разные люди. Я все ждал, что сейчас начнутся сообщения, что всех участников автопробега свезли автобусами. По счастью, таких сообщений не было, но рассказы про то, что там узбеков посадили за, видимо, Porsche и Mercedes, которые принимали участие в этом автопробеге, такие рассказы мне в интернете прочитать пришлось. Сгон, насильственный своз, это идет некой волной. И, наконец, госпожа Латынина, которая ведет программу на другой радиостанции, которая является одним из идеологов Болотной, просто отличается тем, что называет всех участников митингов с другой точкой зрения, в данном случае с точкой зрения в поддержку Путина, против того, что предлагалось многими на Сахарова и на Болотной, называет их ни больше, ни меньше как «быдлом» и «анчоусами», это прямая цитата – «быдлом» и «анчоусами». Что получается? Интересная история, вот Алиса Фрейндлих, Олег Табаков, Армен Джигарханян, Евгений Миронов, Юрий Башмет. Валерий Гергиев, Чулпан Хаматова — люди, без которых, с моей точки зрения не состоялась бы российская культура, это, оказывается, быдло и анчоусы, потому что они открытым текстом поддержали кандидатуру Путина, которая не нравится оппонентам. А вот Латынина, Ганапольский, Альбац, Шендерович — это светильники разума. Не знаю, кажется мне это странным. Наконец, Прощеное воскресенье. Оно ступает завтра, это канун Великого поста. По крайней мере по опросам общественного мнения, большинство граждан нашей страны считают себя православными. Для православных важный день. Это день, когда не ищут что называется сучка в чужом глазу, а пытаются искать недостатки в себе, когда просят прощение, когда стараются помириться, когда стараются услышать другого человека. Именно на этот день оппозиция назначает акцию протеста, на Прощеное воскресенье. Я считаю, что это плевок на традиции большинства. Так считаю не я один, с таким же заявлением выступил, например, Валерий Рязанский, который возглавляет «Союз пенсионеров России», это крупнейшая общественная организация, представляющая интересы старшего поколения. Об этом говорил очень известный в Москве священник отец Максим Козлов. Об этом говорил руководитель информационного центра отдела Московской патриархии Владимир Легойда. Плевать, мы приняли для себя решение, для нас это удобно в Прощеное воскресенье провести такое мероприятие. На мой взгляд, демонстративное пренебрежение позицией большинства. Опять: не надо смотреть на подлых людей, мы благородные, решим свое дело сами.
Давайте проголосуем по этому поводу. Те, кто считает, так как я, что заиграли свою исключительность некоторые персонажи, что нельзя проводить акции протеста в Прощеное воскресенье, могут проголосовать по телефону 916-55-81. Те, кто считает, что я неправ, что когда хочешь, тогда и проводи, что хочешь, то и делай 916-55-82. Кстати, еще один момент, чуть не забыл, на митинге, на котором я был 23 февраля, я сидел на стадионе вместе с ребятами (рабочими, инженерами), которые приехали с Урала, в их числе был очень активный Константин. Он просил, чтобы я ему сегодня в эфире передал привет. Константин, я это делаю, передаю привет и вам, и вашим товарищам. Хочу сказать, что мы вместе очень достойно, как мне кажется, провели 23 февраля. Если у вас будет возможность позвонить, то звоните. А давайте теперь услышим тех, кто успеет дозвониться первым. 788-107-0. Пожалуйста. Вы в эфире.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Андрей. Сергей меня зовут.

А.ИСАЕВ: Сергей, здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: В общем и целом я с вами согласен. Меня тоже очень беспокоит вот это вот разделение общества, одна сторона на одну сторону перетягивает, другая на другую, и пытаются вызвать ненависть к противоположному классу нашего общества, одни либералы, другие — консерваторы. Мне кажется, здесь очень большая ошибка власти именно в том, что молодежь, которая в основном и составляет Болотную площадь, молодежи не предложено какой-то альтернативы.

А.ИСАЕВ: Сергей, вы говорите очень важные вещи на самом деле. А вот какую альтернативу власть должна была бы, с вашей точки зрения, предложить молодежи?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Тяжело, конечно, тут, наверное, очень умные люди должны это придумывать что ли. Но то, что у молодежи есть потребность в новизне, в смене чего-то, какой-то формации. В принципе, у каждого человека это есть, просто у молодых это гораздо ярче выражено. И бороться с этим, мне кажется, бессмысленно, это надо лишь канализировать в какое-то позитивное русло.

А.ИСАЕВ: Сергей, я с вами соглашусь. Ведь на Болотной разные люди были, правильно? И большая часть из них думает так же, как думаете вы.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я был сам на Болотной первый раз. Когда уже понял, я проанализировал, подумал, все эти речи, высказывания большинства из тех, кто был на трибуне, я понял, что им не нужны честные выборы, им главное — свалить Путина и обострить ситуацию в стране. Поэтому второй раз я не пошел на Сахарова, я пошел к Кургиняну на Воробьевы горы и вступил в его движение «Суть времени».

А.ИСАЕВ: Спасибо, Сергей. Я с вами согласен. На самом деле, мне кажется, что власть получила хороший урок на Болотной площади. Я на это надеюсь, что она этот урок учтет. Почему? Власть, я в данном случае тоже себя к ней отношу, поскольку я представляю партию большинства «Единую Россию». Почему? Мне кажется, что нет в мире ни одной власти, которая никогда бы не ошибалась. Такого просто быть не может. Но есть власть, которая не учится на ошибках. Вот если наша власть, российская власть покажет, что она умеет на своих ошибках учиться, что она умеет слышать в том числе другую точку зрения, то это будет очень важно. Это будет на самом деле тот посыл, который прозвучал. Наверное, мы во многом ошибались, это правда. И наверное, не было бы этого протеста на Болотной, если бы власть не допускала ошибки. Другое дело, в чем я еще больше согласен с Сергеем, это то, что этими ошибками власти и этим естественным протестом людей попытались воспользоваться совсем другие персонажи. Вот как эти персонажи к нам относятся, это, на мой взгляд, проявилось в том снобизме, с которым отнеслись к иной точке зрения. Еще совсем недавно на радиостанции «Эхо Москвы» или на некоторых сайтах имя Чулпан Хаматовой произносилось с придыханием, ее объявляли чуть ли не святой. Действительно на самом деле это замечательный человек, подвижник, который много делает для детей. Но стоило ей заявить позицию, что она выступает в поддержку Путина, при всех недостатках Путина, как любого из кандидатов и любого из людей-руководителей, как ее немедленно начали травить, немедленно, те же самые люди. Абсолютная нетерпимость. Я задаю простой вопрос: что такое либерализм? Либерализм — это свобода. Извините, но Вольтер, один из первых либералов призывал вас, уважаемые, он говорил слова: я ненавижу вашу точку зрения, но я готов отдать свою жизнь за ваше право ее свободно высказать. Во что же вы в России превращаете либерализм, когда вы брызжете ненавистью, презрением ко всем, кто высказывает другую точку зрения? Вам говорят: много дней в году, народ в нашей стране чтит Прощеное воскресенье, проведите акцию в другой день. Нет, остановите мир, я хочу сойти, я хочу провести акцию сейчас, в Прощеное воскресенье, я принял для себя такое решение. Мы разговариваем о важной вещи, о том, что в стране, к сожалению, наметилось такое гражданское противостояние. Вы знаете, стороны обвиняют в этом друг друга. Я, естественно, считаю, что в этом в первую очередь виноваты идеологи Болотной, те люди, которые демонстративно пренебрегают иной точкой зрения. Вот они считают, что они получили некое эксклюзивное право говорить от имени народа. И мне кажется, что квинтэссенцией этой демонстративности явилось то, что они назначили на Прощеное воскресенье, на завтра на день, который для православных является началом Великого поста, акцию протеста. Несмотря на многочисленные увещевания и общественных организаций, и религиозных деятелей, они эту акцию намерены провести. Те, кто согласен со мной и считает, что так делать нельзя, что нам нужно в этом смысле во взаимной конфронтации и неуважения остановиться надо — 916-55-81. Те, кто считает, что да нет, нечего, пускай проводят акцию протеста в Прощеное воскресенье — 916-55-82. А сейчас давайте послушаем ваши звонки. Пожалуйста. 788-107-0. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Григорий. Я не оппозиционер, но меня коробит слеза в голосе, когда вы говорите о Прощеном воскресенье. Ну, что, православие — государственная религия? Андрей, а вот ответьте еще. На четвертое число выборы, политический акт, где будет много грязи, а это Великий пост. Это как? Может выборы отменим?

А.ИСАЕВ: Григорий, давайте поговорим. Скажите, пожалуйста, у вас есть знакомые православные?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Есть, даже слишком. Православные, от этого страдают окружающие.

А.ИСАЕВ: Вы знаете, но, тем не менее, я не знаю, бывают ли слишком православные или не бывают.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Бывают, бывают.

А.ИСАЕВ: Это, тем не менее, ваши знакомые. Вы понимаете, что для них, предположим, проведение акций, которые разжигают вражду, а любая акция протеста — это разжигание политической вражды объективно…

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Согласен.

А.ИСАЕВ: Это неприятная вещь, можно взять и перенести эту акцию.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я не оппозиционер, но основу-то создали этих акций кто?

А.ИСАЕВ: Кто?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Не оппозиционеры, а чиновничье коррумпированное.

А.ИСАЕВ: Нет, я согласен, что причины акции во многом заключаются в негибкости нашего государства, в тех ошибках, которые совершил государственный аппарат.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Правильно. Андрей, вот сколько можно оскорблять все остальные религии?

А.ИСАЕВ: Нельзя оскорблять другие религии.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Но почему же вы так упорно со слезой в голосе про Прощеное воскресенье? А что делать мусульманам?

А.ИСАЕВ: А вы знаете, мусульмане относятся…

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Тоже нельзя проводить в их праздники.

А.ИСАЕВ: Григорий, давайте так, я вас внимательно слушаю, вы слушайте тоже меня. Мы хотим услышать друг друга сегодня. Правильно?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Мы не только между собой говорим, мы говорим для слушателей.

А.ИСАЕВ: Да, совершенно верно. Григорий, я могу сказать, что мусульмане, мне приходилось разговаривать с представителями мусульманского духовенства, они также против того, чтобы проводить акцию в Прощеное воскресенье. Так же, как они будут выступать против подобного рода акций накануне Мусульманского поста. Они будут выступать против точно так же, как они недовольные и выразили свое возмущение небезызвестной акцией, которая прошла на этой неделе в храме Христа Спасителя, когда некоторые, ну, скажем так, девушки туда зашли и вели себя не очень пристойно. Поэтому мусульмане уважают веру других, точно так же, как…

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Духовенство мусульманское уважает, оно кормится от государства от нашего. Точно так же, как и православное духовенство.

А.ИСАЕВ: Ну, вы знаете.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Вы взрослый человек, неужели вы считаете, что все эти церкви, все строится на средства церкви?

А.ИСАЕВ: Григорий, я знаю разных священников. Я знаю священников, которые все свои дни проводят в храме, которые оказывают помощь людям, которые приходят к умирающим, которые посещают тюрьмы, которые посещают детские приюты, которые ведут себя как настоящие подвижники. Наверное, среди священников, как и среди нас с вами, немало людей, которые ведут себя как-то по-другому и не всегда достойно. Увы, это так. Но это не означает, что мы должны оскорблять религиозные чувства других людей. В данном случае православные составляют, ну, просто по определению, по самоопределению большинство граждан нашей страны. Большинство граждан нашей страны, отвечая на вопрос, говорят о том, что они являются православными людьми.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Ну, да.

А.ИСАЕВ: И если в этом случае для них важно, что Прощеное воскресенье — это начало поста, неужели нельзя перенести акцию протеста? Ведь она проводилась много раз. Скажем, для организаторов акции на Болотной, на Сахарова священными были дни зимних каникул. Они в эти дни разъехались, отдыхали за границей и никто не смел их потревожить. Да? Казалось бы, ну, условно говоря, вы ведете политическую кампанию, она должна идти по нарастающей, проводите акции. Нет, война войной, а обед по распорядку. Ну, почему тогда в этом случае нельзя от одного дня отказаться? Ведь демонстративно проведение акции именно в этот день. Давайте посмотрим, как мы с вами голосуем. Еще раз напоминаю, идут последние, наверное, минуты голосования. Те, кто согласен со мной, что не надо проводить акцию протеста в Прощеное воскресенье, и что нужно, ну, как бы добрее быть к своим соотечественникам — 916-55-81. Те, кто считает, что нет, оппозиция имеет полное право выбирать день для протестов, в том числе и Прощеное воскресенье — 916-55-82. Сейчас давайте послушаем еще один звонок. 788-107-0. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Вадим. Андрей, скажите, пожалуйста, а вот само назначение, с вашей точки зрения, даты выборов? Великий пост, заведомо Великий пост.

А.ИСАЕВ: Я надеюсь, в дальнейшем это не будет, потому что у нас выборы будут проходить уже в несколько ином цикле. Сейчас это сложившийся, к сожалению, цикл, когда у нас с начала в декабре проходят выборы в Государственную Думу, потом, спустя несколько месяцев, в марте проходят выборы президента Российской Федерации. Вы знаете, что уже принято принципиальное решение развести эти выборы в разные стороны. Наверное, это правильно, для того, чтобы разные политические силы не находились под давлением одного выбора. И выборы Государственной Думы, если они состоятся в соответствии с Конституцией и обозначенным там сроком, будут через 5 лет, а выборы президента через 6 лет, и я надеюсь, что будут какие-то смещения. Наверное, в Великий пост не самая удачная дата. Но это решение в конце концов досталось нам в наследство от тех решений, которые принимались после принятия Конституции 1993 года. Ваша точка зрения о том, что лучше бы отойти от Великого поста и лучше бы проводить выборы может быть в более теплое время, я с этим, наверное, согласен. Наверное, при принятии новых законов о выборе президента, выборы Государственной Думы постараемся этот момент, который, к сожалению, не был учтен тогда, учесть. 788-107-0. Пожалуйста, еще ваш звонок.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Константин из Щелкова. Андрей, все, что вы сказали, ну, я 100 процентов с вами согласен. Конечно, либерализм, он носит инфернальные этнические … и русским людям, ну, никак не подходит. Но беда в другом. Почему власть знает, имея 100-летний опыт, издевательства инфернальных над русскими, не предпринимает ничего для того, чтобы их … Они имеют все средства массовой информации. Они проводят митинги…. загоняют в Люблино и так далее. Почему? Вы что, не видите, кто вам угрожает?

А.ИСАЕВ: Константин, я вас услышал. На самом деле, конечно же, здесь столкновения происходит не по этническому принципу, а по политическому принципу. И здесь, очевидно, есть попытка определенных сил, сил либеральных, использовать реальное недовольство, в том числе и ваше, Константин, недовольство сложившимися проблемами, возникшими проблемами, недовольство других людей для того, чтобы раскачать ситуацию и создать революционный эффект. Потому что революция — это та самая водичка, в которой можно ловить рыбку. Об этом говорим позже. Подведем итоги нашего голосования. Я хочу напомнить, что те, кто согласен со мной, что нельзя в Прощеное воскресенье проводить акцию протеста — 916-55-81. Те, кто считает, что нет, можно проводить — 916-55-82. Вначале этого часа мы обсуждали тему некоторого снобизма, который, с моей точки зрения, проявила либеральная общественность в отношении тех, кто с ними не согласен, тех, кто поддерживает кандидатуру Владимира Путина. И одним из проявлений такого снобизма я счел назначение на Прощеное воскресенье завтрашний день акции протеста оппозиции в Москве. Мы попросили наших уважаемых слушателей принять участие в голосовании. Те, кто не поддерживает такое решение, то есть о проведении акции протеста в Прощеное воскресенье, высказывались по одному телефону, и таких 52,5 процента. Тех, кто поддерживает позицию оппозиции, прошу прощения за некоторый невольный каламбур, их 47,5 процента. Вообще, очень большое количество проголосовавших для субботы. Большинство поддержало точку зрения, солидаризовалось в данном случае с моей точкой зрения, за что я благодарен вам, уважаемые коллеги. Но мы с вами видим, что это не подавляющее большинство, что аудитория разделилась примерно пополам. Большинство здесь, но и довольно много (47,5 процентов) высказалось за то, что можно проводить в Прощеное воскресенье акции протеста. На мой взгляд, это свидетельствует о разделении, которое есть в нашем обществе. И наверное, на всех на нас лежит ответственность для того, чтобы это разделение не переросло в нечто больше, чем просто политические дискуссии.
Давайте будем спорить по радио, будем спорить в интернете. Хотелось бы, чтобы в интернете мы спорили повежливее, потому что у нас два показателя, которые свидетельствуют о нашем друг к другу отношении не очень уважительном, это дорожное движение и интернет на сегодняшний день. Надеюсь, что мы когда-нибудь эти наши недостатки преодолеем. Будем спорить, будем дискутировать, но не зайдем далеко, очень бы этого хотелось. А сейчас вторая тема нашей сегодняшней передачи, которая, как это ни парадоксально, состыковывается с первой. Опять мы будем говорить о благородных, в смысле дворянах, и о подлых, в смысле простолюдинах, но с другой точки зрения, скажем так, с экономической точки зрения. Это система так называемого заемного труда. Сегодня либералы, которые активно борются за политическую власть и влияние в России разными методами, разными способами предлагают и свою экономическую программу. Вот одним из их требований является отказ от устаревшего Трудового кодекса, который, с их точки зрения, много лишнего гарантирует работникам. Но надо сказать, что успешно они начинают отказываться от этого Трудового кодекса и уже прямо сейчас. Для этого существуют две схемы, которые используются не только в нашей стране, не только в России, но и в мире. Первая схема — это перевод работников с трудовых договоров на договор гражданско-правового характера. Скажем, в фирме у вас работает водитель. Вы можете его по трудовому договору устроить водителем и тогда ему положен больничный лист, положен отпуск. Если вы решили его уволить, вы обязаны его за 2 месяца об этом предупредить и так далее. А вы можете заключить с ним договор о том, что он на вашей же машине оказывает вам как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица услуги, тогда никакого больничного листа, никакого отпуска ему уже не положено. И расстаться вы с ним можете в любую минуту, только нужно об этом оговорить соответствующим образом. По некоторым данным, до шести миллионов человек в нашей стране, увы, к сожалению, работают вместо нормальных трудовых договоров по подобного рода договорам гражданско-правового характера.
Есть еще одна схема, называется заемный труд. Звучит довольно экзотически, может быть многие слушатели не знают, потому что, слава богу, это не стало еще массовым явлением в России, хотя во многих странах это уже массовое явление. Когда вместо того, чтобы принять работника на работу в организацию непосредственно работодателя, его принимают на работу в стороннюю фирму, как правило, это бывает агентство занятости. И вот тогда человек числится не работником металлургического комбината, не металлургом, а сотрудником агентства занятости. Его как бы сдают в аренду металлургическому комбинату. Что это означает? Это означает, что за него надо платить меньшие взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ему не надо предоставлять удлиненный отпуск, который положен для металлурга. Не надо по отношению его проводить меры, затрачивать деньги на профилактику заболеваний, которые возникают обычно у металлургов, это в первую очередь, конечно, заболевания дыхания. Ему не положена досрочная пенсия. Много чего можно сэкономить при такой помощи. И вот еще в прошлом году мы вместе со своим коллегой по Государственной Думе и лидером как раз горно-металлургического профсоюза России Михаилом Тарасенко внесли закон, запрещающий в России заемный труд и дающий право Рострудинспекции переквалифицировать договоры гражданско-правового характера в трудовые договоры, если под формально гражданско-правовым договором скрывались де-факто трудовые отношения. Этот законопроект прошел первое чтение и после этого столкнулся с беспрецедентным сопротивлением со стороны либеральной общественности и представителями некоторых экономических структур, например, Американской торгово-промышленной палаты в России. Я могу сказать, что цена здесь вполне очевидна. В Южной Корее, в Республике Корея на сегодняшний день по схеме заемного труда работают примерно 50 процентов от общего состава наемных работников. Их заработная плата, как правило, в два раза ниже, чем у работников, которые работают непосредственно по трудовому договору, не по схеме заемного труда. Поэтому, конечно же, важна точка зрения граждан, важна позиция граждан по тому, надо или не надо запрещать заемный труд в России. Моя точка зрения вам очевидна — надо запрещать, потому что в противном случае мы так и будем оставаться быдлом и анчоусами, но только уже не в политическом, а в экономическом смысле этого слова. Те, кто согласен со мной и считает, что заемный труд в деятельности нашей страны должен быть исключен и запрещен, может позвонить по телефону 916-55-81. Те, кто считает, что нет, не надо запрещать заемный труд, и что в этом случае работодатель свободен так, как нужно оформлять отношения с работником, работник, там, на рынке себе найдет — 916-55-82. Те, кто считает, что должен быть запрещен заемный труд — 916-55-81. Те, кто считает, что нет, не надо запрещать заемного труда — 916-55-82. Мы обсуждаем в данном случае в нашей программе тему заемного труда. Напомню, что существует такая схема, которая, с моей точки зрения, позволяет уходить от социальных гарантий работников, предусмотренных трудовым кодексом, когда работника принимают на работу в другую организацию, либо специально временно созданную, либо в частную компанию занятости, частное агентство занятости, при этом фактически он работает у работодателя другого. Естественно, что тот ни коллективного договора не заключает, не ответственности по технике безопасности не несет, эта схема называется заемным трудом. Но говорят, что запрещать заемный труд нельзя, потому что это дает гибкость, это дает возможность принимать временных работников, с которыми потом было бы проще расставаться. А как считаете вы, давайте послушаем. 788-107-0.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. На самом деле я с вами не согласен.

А.ИСАЕВ: Хорошо. Как вас зовут?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Петр. У моей прошлой семьи в свое время старшее поколение уехало в Германию на ПМЖ, не как гастрабайтеры, а получив гражданство и так далее. И в течение многих лет бывший тесть, соответственно, он работает, пользуясь услугами, у них называется «лья-фирма». Вы знаете, я могу сказать следующую вещь, конечно, да, конечно, мы с ним разговаривали, конечно, недовольство существует, но с другой стороны — человек, который приехал туда и в принципе, не зная ориентировки ситуации, он снял с себя в определенной степени вот вопрос по поиску трудового места. Это первый вопрос. И в течение многих лет, не хотел бы, не работал. А работал, как вы привели пример, на металлургическом производстве. И вы знаете, вы только один момент удерживаете, вот заемный труд, такие договоры кривые. А скажите, пожалуйста, представитель нашей правящей стороны, а не вы ли довели страну до того, что народ должен любым способом, скажем так, бежать от прямых схем налогообложения?

А.ИСАЕВ: Петр, давайте говорить по очереди. «Довели страну» — это такие общие слова, которых можно говорить сколько угодно. Вы когда говорили, сказали, что ваш родственник, который там работает, конечно, недоволен схемой заемного труда, но все-таки он по ней работает. А чем он недоволен, скажите, пожалуйста?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Естественно, чувствует, что немножко мало и так далее. Здесь зарплата маленькая… Знаете, такое ворчание человека, который всегда чем-то бывает недоволен.

А.ИСАЕВ: Петр, я тогда вам тоже могу вернуть это замечание, потому что сейчас вы говорите «довели страну», это нормальное ворчание человека, который всегда бывает чем-то недоволен. Правильно?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Не совсем так, потому что я достаточно плотно связан с малым бизнесом и достаточно четко понимаю, какие конкретно механизмы…

А.ИСАЕВ: Петр, вы сами являетесь владельцем предприятия в малом бизнесе?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Нет, я являюсь специалистом, скажем так.

А.ИСАЕВ: Вы специалист? Вы работаете по нормальному трудовому договору или?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я работаю по разным трудовым договорам, по индивидуальным, скорее. Я сам лично не защищен на данный момент.

А.ИСАЕВ: А вы хотели бы быть защищенным или вы считаете, что, ну, работаете по этому индивидуальному трудовому договору и достаточно?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотел бы быть защищенным все-таки организацией собственного дела.

А.ИСАЕВ: Это бесспорно хорошая затея, но прекрасно вы понимаете Петр, что людей, которые способны, хотят организовать собственное дело, будет всегда меньше, чем людей, которые будут выступать в качестве наемных работников, и наемные работники от этого хуже как люди не становятся, правильно? Вы согласны со мной?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Согласен. Упаси Господь.

А.ИСАЕВ: И надо, наверное, наемному работнику предоставить определенные возможности для защиты его позиции, для защиты его интересов, правильно? Если мы даем работодателю возможность обходить нормальный трудовой договор, конечно, он этой возможностью воспользуется. Если мы эту возможность закрываем, то от этого работодателю меньшего количества наемных работников на работу не потребуется, просто он вынужден будет заключать с ними трудовой договор. Разве не так?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я могу сказать так, что при нормально существующей системе налогообложения работодатели будут более охотно на это идти, при том, что создано сейчас. И вот это я говорю действительно не понаслышке.

А.ИСАЕВ: Петр, что в налогообложение, с вашей точки зрения, нужно изменить для того, чтобы работодатели заключали нормальный трудовой договор?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что это не система социальных платежей по ставке социальных выплат, грубо говоря. Это много факторов.

А.ИСАЕВ: Петр, основные налоги, которые на зарплату сегодня идут, это НДФЛ, налог на доходы физических лиц, то есть подоходный налог, он у нас сегодня один из самых низких в мире и плоский — 13 процентов. Тут вы, наверное, не возражаете, правильно.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да.

А.ИСАЕВ: И социальные взносы, которые действительно, они у нас понижались, но сейчас повышены. Петр, вы знаете, куда идут целевым образом эти социальные взносы?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Теоретически знаю, да.

А.ИСАЕВ: Я могу сказать. Петр, они идут на три вполне определенных источника. Они идут на пенсии пенсионерам и накопление пенсии вашим работникам, ну, не вашим, работникам. Они идут на оплату больничных листов. И они идут на медицинское страхование, то есть на плату услуг медиков. Вот для того, чтобы работодатель платил меньшие взносы, кому надо дать меньше? Пенсионерам? Меньше платить больничные? Или меньше давать медикам?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Нужно меньше давать, мягко говоря, поводов задавать вопрос, куда ушел миллиард из Пенсионного фонда и так далее.

А.ИСАЕВ: А какой миллиард ушел из Пенсионного фонда?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Не безызвестная история, скажем так, которая обсуждалась в какой-то области, не помню, уральская…

А.ИСАЕВ: Вы знаете, каков бюджет Пенсионного фонда на сегодняшний день, Петр? Алле? К сожалению, сорвался звонок, но я хотел бы сказать, что бюджет Пенсионного фонда на сегодняшний день — это около 5 триллионов рублей. Поэтому я могу сказать, что этот бюджет проверяется регулярно Счетной палатой, Государственной Думой, которая принимает закон об исполнении бюджета, прокуратурой МВД. Есть или нет злоупотребления? Наверное, где-то какие-то проблемы возникают, но все-таки давайте не заводить тень за плетень. Если мы говорим, что у нас слишком большие социальные взносы, это означает ровно одно — мы слишком большую пенсию платим пенсионерам. Потому что эти взносы идут целевым образом на выплаты пенсий пенсионерам. Вы знаете, у меня есть знакомые, которые занимаются бизнесом. Я по-моему даже в нашей программе один раз приводил этот пример и они мне долго-долго, вот до введения новых взносов, критиковали и говорили: какие пенсии маленькие пенсионерам вы платите, что же это такое? Вот после введения новых взносов я радостный прихожу и говорю: вы знаете, что мы сейчас подняли пенсии более чем на 45 процентов в среднем? Они говорят: ну, это же вы у нас увеличили взносы. Я говорю: ну, так понимаете, что деньги ниоткуда не берутся. Для того чтобы заплатить пенсионерам, значит нужно, чтобы с работников, с их заработной платы заплатили взнос в Пенсионный фонд. И когда работодатели говорят, что это много, что это тяжело, это страшно, я хочу воззвать, может быть я неправ, но я хочу воззвать к такой категории, как чувство реальности и справедливости. Я еще не знаю ни одного работодателя, который умер бы в нашей стране от голода или умер бы от того, что платит взносы в Пенсионный фонд. Более того, я могу сказать, что взносы, которые платят в Пенсионный фонд европейские работодатели, существенно выше. Но мы немного отвлеклись от темы заемного труда. Итак, те, кто считает, что заемный труд, как способ уклонения от гарантии работникам, в России должен быть запрещен — 916-55-81. Те, кто считает, что нет, что заемный труд — вполне допустимая вещь, она правда существует в некоторых странах — 916-55-82. А сейчас послушаем еще звонок. 788-107-0. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. У меня такое мнение, вы немножко искажаете на самом деле.

А.ИСАЕВ: Как вас зовут?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня Василий зовут.

А.ИСАЕВ: Василий, что я искажаю?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: И по поводу первой темы, имеет место небольшое такое передергивание, что вот там всех назвали вот таким словом.

А.ИСАЕВ: Каким словом? Анчоусы?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Анчоусы, еще как-то.

А.ИСАЕВ: Это не мне принадлежит слово. Это слово сказала Юлия Латынина: я предлагаю называть впредь называть их анчоусами, а их митинги митингами анчоусов. Извините, это размещено на сайте «Эха Москвы». После того, как я обратился к руководству этой радиостанции с просьбой подумать, не стоит ли принести извинения всем участникам митинга, а в их числе организаторов митинга на Поклонной, например, была Ассоциации героев России и Советского Союза. Мне кажется, что не очень красиво называть их «анчоусами», да? Никакой реакции не последовало. Если бы «Эхо Москвы» заявило: извините, пожалуйста, это личная позиция Латыниной, мы ее не разделяем. Таких заявлений не было, следовательно, я имею полное право считать о том, что эта позиция, по крайней мере, поощряемая с данной стороны. Василий, вы не согласны?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Отчасти да. Но опять-таки, это слишком притянутое за уши.

А.ИСАЕВ: Я не очень понял, что здесь притянуто за уши, но, тем не менее, мы с вами эту тему обсудили. А вот в чем я не согласен во втором вопросе, который мы сейчас голосуем и обсуждаем, в чем неправ?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Во втором, на самом деле, если рассматривать первый вариант, что вы рассказали, что это договоры с предпринимателями без образования юридического лица, вот если исходить из всех деталей взаимоотношений, то есть у нас получается, что я….

А.ИСАЕВ: Алле. Василий, вы слышите меня?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да, да.

А.ИСАЕВ: Вы, наверное, в движении находитесь, поэтому пропадаете.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да, я двигаюсь. Смотрите, ведь ситуация получается такая, если исходить из компании, то есть я, как компания, к примеру, получаю 100 тысяч рублей, если объяснять на пальцах. Я эти 100 тысяч рублей если хочу все пустить на заработную плату сотрудникам, я плачу либо НДС, либо, если это упрощенка, другие налоги, тот же самый социальный налог и 13 процентов, налог на доходы физических лиц. В результате сотрудник как бы получит на руки где-то около 50 тысяч рублей, наверное, чуть-чуть поменьше, в зависимости от системы налогообложения. Если исходить из ситуации, что у нас как бы заключается договор вот именно с предпринимателем без образования юридического лица, в этом случае как бы я, естественно, если рассматривать работодатель или руководитель компании, я могу большую сумму пустить на эти цели. Соответственно, из 100 тысяч полученных, я могу пустить, к примеру, 90, ну, не заработную плату здесь получается…

А.ИСАЕВ: Василий, я вас понял. Но давайте таким образом. Я в данном случае ваш работник, которому вы предлагаете эту схему. Вы мне говорите: я могу заключить с вами трудовой договор, но тогда я заплачу единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц будет одинаковый и в том, и в другом случае. Но в данном случае мне придется заплатить единый социальный налог, а это значит, что поскольку денег у меня все равно определенное количество, на руки вы получите меньше. Тогда я задаю вам вопрос, Василий: а вот в той схеме, которую вы мне предложили, с договором гражданско-правового характера, у меня какая пенсия после этого будет? Сколько денег накопится на моем пенсионном счету?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Это уже зависит от вас, потому как добровольные пенсионные взносы, или как они там называются, у нас никто не отменял. Это уже на вашу сознательность.

А.ИСАЕВ: Вы таким образом говорите: вот я вам сейчас отдам эти деньги, а, там, если вы заплатите в Пенсионный фонд взносы, тогда у вас будет накаливаться пенсия. Если не заплатите, это ваши личные трудности, что с вами будет через 30 лет, это решайте сами. И в данном случае мы разошлись вот таким образом? Правильно я вас понял?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Нет. Это как говорится дело выбора сотрудника конкретно, человека, который договаривается. Если ему сиюминутная ситуация более актуальна, если он решил получить 90 тысяч, что-то пустить, что-то не пустить…

А.ИСАЕВ: Василий, я понял вашу точку зрения. Просто подходит, к сожалению, к концу время нашей программы. Вы знаете, что, что вы говорите, это вполне рациональный аргумент, излагаемый постоянно работодателями. С этими аргументами не считаться нельзя, конечно, любой работодатель хочет платить меньшие налоги и больше оптимизировать средств, это стремление любого капиталиста, любого работодателя. Но вот общество все-таки заинтересовано в том, чтобы налоги платились, взносы платились, чтобы были деньги на пенсии пенсионерам, на зарплаты врачам и учителям, потому что взять их ниоткуда невозможно. Их можно взять только через налоги, которые заплатит работодатель. Когда исключена система заемного труда, то налоги платятся в полном объеме. Сейчас давайте подведем результаты нашего голосования. За то, что заемный труд в России должен быть запрещен, высказались 88,1 процента проголосовавших. И 11,9 процента являются сторонниками заемного туда, тоже довольно много людей проголосовали. Но в данном случае расклад, на мой взгляд, весьма очевиден и весьма ясен. Поэтому могу вас заверить, уважаемые коллеги, что буду вместе со своими коллегами бороться за то, чтобы закон о запрете заемного труда в Росси был принят. В следующую субботу, когда мы с вами будем слушать друг друга на «Русской службе новостей», будет уже день тишины, мы не сможем вести никакой предвыборной агитации, поэтому не будем обсуждать и называть имена кандидатов. У меня в гостях будет Николай Стариков, уже хорошо вам известный писатель, публицист. Будем обсуждать судьбы родины, а это очень интересно. Услышим друг друга 3 марта на «Русской службе новостей».