Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

2. Дума

Публикации в СМИ

19-04-2012

"Атака Исаева" 12 выпуск

А.ИСАЕВ: Добрый вечер, уважаемые, дорогие радиослушатели, который, как мы надеемся, перейдет у вас в еще более добрую, светлую пасхальную ночь. Меня зовут Андрей Исаев, я председатель комитета по труду, социальной политики и делам ветеранов Государственной Думы, я член фракции «Единая Россия». Сегодня в последний вечер Великого поста, в Великую субботу со мной вместе в студии находится мой хороший друг и знакомый и очень уважаемый в церковной среде человек — председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Романович Легойда. Добрый вечер.

В.ЛЕГОЙДА: Добрый вечер

А.ИСАЕВ: Я думаю, что очень многие наши слушатели Владимира Романовича хорошо знают. Для тех, кто не знает, я хочу сказать, что Владимир Романович, хотя занимает высокий пост руководителя Синодального отдела, но он не священнослужитель, он мирянин. И это определенная новация в жизни нашей Церкви, которая наступила с вхождением на патриарший престол патриарха Кирилла. Потому обычно сложившая практика, которая существовала, — это то, что руководителями Синодальных отделов были даже не просто священники, а архиереи, как правило, — епископы, архиепископы, митрополиты. Владимир Романович — мирянин, тем не менее, занят таким важным делом, в том числе его дело просвещать, нести, доносить позицию Русской православной церкви, Московского Патриархата до всех — до общества, до каждого из нас. Еще хотел сказать то, что говорю в начале каждой нашей программы — ни я, ни Владимир Романович сейчас не выступают в качестве журналистов-ведущих, потому от нас без толку требовать, чтобы мы находили золотую середину или выдумывали некую объективную точку зрения. Она у нас вполне субъективна и пристрастна. Мы будем отстаивать ту точку зрения, которой придерживаемся мы. Но при этом вы, наши уважаемые слушатели, имеете полную возможность изложить вашу позицию. Для этого вам нужно направить SMS по телефону +7-925-101-107-0 или можно отправить сообщение через сайт rusnovosti.ru. Через некоторое время мы включим телефон прямого эфира 788-107-0. Но перед этим поговорим. Обязательно будем голосовать, я скажу чуть позже, о чем. Я хотел бы начать наш разговор сегодня вот с чего: заканчивается Великий пост, и этот пост, Владимир Романович подтвердит, был довольно трудным. Пост всегда труден для любого верующего человека, христианина, но здесь особым испытаниям подверглась Русская православная церковь. Скажу свою точку зрения, немножко стороннюю. Мне показалось, я в этом даже уверен, — против Церкви была начата настоящая кампания информационная. Это известное выступление панк-ансамбля в храме Христа Спасителя, если это можно назвать выступлением. Это и другие покушения на святыни Русской православной церкви, о чем мы сегодня обязательно будем говорить. Это и развязанная кампания в средствах массовой информации с нападками на Церковь как таковую, на иерархов, на отдельных священников, и даже — чего не было уже долгие-долгие годы в нашей стране — отдельная кампания против предстоятеля Русской православной церкви — патриарха. Есть сайт одной уважаемой радиостанции, где каждый день выходят четыре новых публикации, направленных непосредственно против Русской православной церкви. Я как специалист по информационной политике могу сказать, что это, несомненно, информационная кампания. Она ставила перед собой определенные цели. И вот в этой связи мы хотим предложить вам тему для голосования. Вы знаете, для нас, для русских, для россиян, есть такое свойство — мы сами можем критиковать свое Отечество, ругать его, но вот когда на него происходят покушения извне, кто-то критикует или, не дай бог, пытается реально покушаться, в этом случае мы встаем на защиту. Вот те, кто в результате этой кампании (если вы с этой кампанией знакомы) испытал чувство, желание защитить Церковь, защитить те нравственные ценности, которые она несет в общество, позвоните 916-55-81. Те, кто нет, критика, что называется, достигла своего результата и вы почувствовали отторжение от Церкви — 916-55-82. Если вы хотите после всей этой кампании в период Великого поста встать на защиту ценностей, которые несет Церковь, самой Церкви — 916-55-81. Если наоборот — 916-55-82. Началось голосование. Владимир Романович, а как в Церкви относятся к тому, что происходило?

В.ЛЕГОЙДА: В Церкви, мне кажется, в первую очередь, к тому, что происходило, относятся как к тому, что проходил Великий пост. Великий пост — это все-таки время, когда человек может и должен посмотреть внутрь себя. Это особое время, которое дается нам для того, чтобы подумать над состоянием своей души. И чтобы это состояние сделать лучше, чище и светлее. Это, конечно, очень непросто. Но это главное, что является для любого верующего человека главным вызовом. Поэтому я очень надеюсь, что и во время прошедшего Великого поста, несмотря на действительно те вещи, проходившие во внешней среде, в информационной среде, о которых вы говорили, все-таки главным стала вот эта попытка заглянуть себе в душу и изменить как-то состояние своего сердца, а значит, и отношения с окружающими. Это первое, что я хотел бы сказать, это главное. Главное, что проходило Великим постом, что было важно для людей, — это богослужения, их отношения с близкими, их отношения с людьми и состояние их сердец. А что касается этой кампании, то в каком-то смысле ничего нового нет, это волнами приходит и уходит, синусоидально, так сказать. Не привыкать, были времена намного хуже в жизни Церкви.

А.ИСАЕВ: У микрофона Андрей Исаев. Со мной вместе в студии Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви. Мы обсуждаем искушения прошедшего Великого поста. Это начало нашего разговора, надеюсь, выйдем и на более светлую пасхальную тему. А сейчас давайте послушаем мнения наших радиослушателей. Вы в эфире.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Андрей. Здравствуйте, уважаемый господин Исаев, здравствуйте, Владимир. Вас с наступающим праздником Пасхой. Я хочу сказать, что очень давно являюсь прихожанином московского Новодевичьего монастыря. Я с упоением слушаю митрополита Ювеналия. И вот что хочу сказать: вы говорите о нападках. Я внимательнейшим образом слежу за этой ситуацией. К глубокому моему сожалению (это лично мое мнение), патриарх Кирилл Гундяев все-таки действительно человек не… он слишком близок к политике…

А.ИСАЕВ: Андрей, большая просьба, мы с вами ведь православные люди, у нас есть способ, которым мы называем патриарха — патриарх Кирилл.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я его не выбирал, я вам могу сказать. И я считаю, что это выбор более политический был, нежели близкий к вере, к Церкви.

А.ИСАЕВ: Андрей, вы мой тезка, может быть, мы даже в честь одного святого крещены, скажите, вы как верующий человек, как считаете: патриарха выбирает в конечном итоге бог или нет?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: В данном случае, я считаю, что этого не произошло, положа руку на сердце. Я еще раз говорю, что я очень воцерковленный человек. Но если отбросить все мои верования и называть вещи своими именами…

А.ИСАЕВ: Я понял. Андрей, вы считаете, что вина за произошедшее, за происходившую информационную кампанию лежала на патриархе?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что, во-первых, дыма без огня не бывает. Во-вторых, есть факты, которые приводит достаточно авторитетная, допустим, «Новая газета». А в-третьих, я сам знаю положение вещей. Я лично его знаю, потому что неоднократно был приглашен на мероприятия Русской православной церкви.

А.ИСАЕВ: Спасибо. Давайте послушаем другую точку зрения. Владимир Романович, что вы можете сказать по этому поводу?

В.ЛЕГОЙДА: Во-первых, замечательно, что Андрей является прихожанином и ходит в храм. Я надеюсь, что и в эту пасхальную ночь он вместе со многими другими людьми, с миллионами верующими будет в храме. Я думаю, что это поможет ему, может быть, разрешить какие-то сомнения. Жаль, что он не верит в то, что люди, которые выбирают патриарха, люди, которые представляют, которые выбраны специально, делегированы на Поместный собор. И Поместный собор воспринимает волю божью, в чем нет никаких сомнений. Иначе вслед за этим должен возникнуть целый ряд других очень важных сомнений, которые не позволят, наверное, приходить в храм. Я надеюсь, что от такой точки зрения он сможет отказаться. Но я о другом хотел сказать — о том, что я три года находился рядом со святейшим патриархом, и нахожусь, и могу свидетельствовать, что это человек, который ежедневно, ежечасно, ежеминутно отдает себя служению Церкви Христовой, отдает себя Христу. Я практически не встречал людей в своей жизни, которые настолько были бы посвящены служению и тому делу, которому они преданы. Знаете, в Евангелии есть такая фраза, что мы дадим ответ за каждое праздно сказанное слово. Патриарх — это человек, для которого эта фраза является не просто красивой цитатой из умной книги, а является безусловным руководством к действию. Я не видел ни разу патриарха, находящегося в праздности. Конечно, если читать те замечательные издания, которые сейчас были упомянуты, наверное, может сложиться немножко другая картина. Но есть замечательный совет известного литературного героя, по отношению, правда, к другим газетам, но он часто вполне применим, мне кажется. А в целом, очень жаль, что у нас не так много людей, настолько посвященных своему служению, как святейших патриарх. Поскольку, находясь близко, я видел многое из того, что не так много людей могли видеть, я могу свидетельствовать о том, что видел своими глазами, а не то, что написано в газетах.

А.ИСАЕВ: Владимир, я хотел бы вас поддержать. И хочу напомнить нашим слушателям, что вы можете проголосовать. Для нас очень важен каждый голос. Те, кто считает, что вот эта кампания подвигла вас к тому, чтобы защищать Церковь, защищаться ее ценности, — 916-55-81. Те, кто в результате этой кампании почувствовал свое отчуждение от Церкви — 916-55-82. Я бы хотел сказать другое. На самом деле, особенно сейчас, в преддверии Пасхи, для нас, христиан, очень важно помнить одну важную вещь — все люди с недостатками. Если говорить точнее, именно исходя из христианских убеждений, нет человека без греха, безгрешен только Христос. И, наверное, грех есть у каждого. Наверное, какие-то грехи есть и у святейшего патриарха. Мне лично кажется, что не мне его судить в данном случае. Это моя позиция, я ее никому не навязываю. Но я хотел бы сказать другое: в период, когда, предположим, на меня или на кого-то из моих близких, знакомых мне людей, совершаются нападки, то мне, как человеку, который является близким человеком, братом во Христе, хотелось бы человека поддержать. И в этот момент, мне так показалось, патриарха в меньшей степени ранят нападки со стороны откровенно либеральных средств массовой информации, которые никогда не разделяли его взглядов, его ценностей, чем ситуация, которой мы только что были свидетелями. Когда человек, считающий себя и наверное, имеющий для этого основания, православным воцерковленным человеком, штампами вот этих либералов, в том числе личностными штампами, высказывается непосредственно против него. Мне казалось, что христианин должен поддержать не только патриарха, но и своего брата в данном случае в Церкви. Давайте послушаем еще точку зрения. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Семен. Скажите, пожалуйста, а как вы проводите грань между конструктивной критикой и так называемыми нападками? И мне кажется, что аппарат нашей церкви, в частности, пресс-служба, она настолько нелепа и делала такие ошибки — в частности, оправдываться начала.

А.ИСАЕВ: Человек, руководящий пресс-службой, вам обязательно сейчас ответит.

В.ЛЕГОЙДА: Я не руковожу пресс-службой, но все равно отвечу.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, вообще не следует таким людям оправдываться. Оправдываешься — значит, виноват. Часы «Брегет»… неужели там девушка…

А.ИСАЕВ: Семен, давайте остановим тему. Я понял ваш вопрос. Во-первых, в чем я вижу разницу между конструктивной критикой и нападками. Конструктивная критика ставит своей целью, чтобы человек стал лучше. Нападки ставят своей целью создать из человека некий негативный образ. Вам, Семен, наверное, бросилось в глаза, что несколько месяцев еще назад вы не встречали такого количества публикаций против Русской православной церкви и лично против патриарха. А сейчас это идет. Это уже признак нападок. То есть когда идет организованная кампания против человека и против института Русской православной церкви. Это важный момент.

В.ЛЕГОЙДА: Я совершенно согласен. Хотел бы еще об одной грани отличия сказать, на мой взгляд, между конструктивной критикой и нападками. Действительно, конструктивная критика — это стремление, чтобы человек или институция, которую ты критикуешь, стала лучше. Но при этом, критикуя, ты вступаешь в диалог. И ты в этом диалоге готов слышать своего собеседника, готов попытаться понять, почему что-то происходит так или иначе. А если же ты не хочешь этого слышать, если ты действительно, как совершенно справедливо Андрей Константинович сказал, создаешь определенный негативный образ, и используешь любые средства, причем средства хамские. Если можно, я хотел бы вспомнить замечательную библейскую историю. Не все, может быть, знают, что имя Хам стало нарицательным, это имя одного библейского героя.

А.ИСАЕВ: Мы сейчас прервемся на одну минуту.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. Андрей Исаев у микрофона. Мы прервались на том, что Владимир Легойда хотел напомнить происхождение слова «хамство».

В.ЛЕГОЙДА: Есть знаменитое библейское повествование о том, как Ной, выпив вина, обнажился и лежал, и его сыновья, увидев это, решили укрыть наготу своего отца. Двое из них, Сим и Афет пошли спиной, чтобы не смотреть на такое положение свое отца, а Хам этого не сделал. Собственно, именно поэтому имя Хам стало нарицательным. Так вот, зная эту историю, кто-то тоже мог сказать «но ведь нет дыма без огня», он действительно выпил вина…

А.ИСАЕВ: Реально лежал пьяный в непотребном виде.

В.ЛЕГОЙДА: Действительно обнажился. И тем не менее именно это человека, Хама, именно его поступок вошел в историю человечества как однозначно негативный поступок. Поэтому когда мы сегодня слышим обвинения против конкретных священников, против Церкви в целом, и в этом участвуют люди, которые называют себя верующими, возникает вопрос: не совершают ли они этот хамов грех. И второй момент, о котором я хотел бы сказать. Есть замечательные евангельские слова, тоже известные очень, о том, что прежде чем вынуть сучок из глаза брата своего, нужно вынуть бревно из своего глаза. Не всегда эту цитату дочитывают до конца. Там есть указание на инструментарий. Там сказано: вынь сначала бревно из глаза своего, и тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза своего брата. То есть даже если ты видишь этот сучок в глазу своего брата, все-таки сначала надо разобраться с собой. И коль скоро твоя совесть тебя тоже в чем-то обличает, если ты понимаешь, что ты еще с собой не разобрался, значит, возможно, те методы, которые ты предложишь, даже движимый, может быть, самым праведным гневом, они вряд ли приведут к результатом. Вот о чем я хотел бы всем нам напомнить.

А.ИСАЕВ: И я хочу напомнить всем нашим слушателям, что мы проводим голосование. Нам ваши голоса очень важны. Много людей уже проголосовало, спасибо большое. Те, кто в результате системы нападок, которым подверглась Церковь, испытал желание Церковь, традиционные ценности наши, моральные, нравственные защитить, могут позвонить по телефону 916-55-81. Те, кто, наоборот, в результате этой критики, это можно назвать не нападками, как мне справедливо говорят и пишут, а критика. Те, кто испытал эту критику, поддержал ее, значит, цель достигнута, и они испытали отчуждение по отношению к Церкви — 916-55-82. Давайте послушаем мнения наших радиослушателей.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. С Великим постом и с наступающим праздником Воскресения Христова. Зовут меня Татьяна, я волонтер. Я стояла у ковчега Пресвятой Богородицы 80 часов. И мне очень дорого, что эти события произошли. Мы стояли на православной выставке, собирали подписи в защиту старца Ефрема. Да, гонения. Нас мужчина чуть не побил, был случай. И некоторые люди, я замечала, они на православной выставке ничего не покупали, но старались сказать такое, что у нас были волонтеры по 20-25 лет, совсем молоденькие, они плакали. Гонения чувствуются. Я объехала всю Москву практически по храмам. Хорошие люди у нас православные. И хочу защитить патриарха. Я была в Новоспасском монастыре, была у Матронушки, святейший служил. Какие проповеди, дыхание слышно, кто рядом стоит. Патриарх многое делает. Посмотрите, сколько наркоманов. Церковь попечительские центры открывает, обездоленным помогает. Очень обидно, какие часы. Да мало ли, что мне подарят. Я подарок могу через полгода открыть и посмотреть, какие часы. Была бы я богатая, я бы бриллианты подарила. И всё как-то цепляются, простым языком говорю. Очень обидно. Ведь наша вера православная, мы уважаем другие вероисповедания, к добру призываем. И вот звонят иногда, так обидно: да, мы верующие. А говорят такое, что лишь бы задеть. Не звоните, всё равно Церковь православная правильная, славная. С праздником наступающим.

А.ИСАЕВ: Спасибо.

В.ЛЕГОЙДА: Я бы хотел от всей души поблагодарить Татьяну за ее служение. И за ее слова, конечно. Но не только за слова. Я думаю, что ее служение и есть лучший подарок святейшему патриарху. И если кто-то задается вопросом, что подарить патриарху на Пасху, можно подарить свое время как волонтера в хосписе, еще каком-то месте. Может быть, помощь какой-то больнице, еще какому-то социальному учреждению. Подарить свое участие в том, что ежедневно Церковь и ее предстоятель совершают — дела служения Богу и людям. Мы много раз говорим, обращаемся к журналистам: вы хотите поговорить о Церкви, давайте поговорим о ее конкретных делах. Сегодня Церковь очень много занимается тем, что мы именуем социальным служением. Я приведу только один пример. Их можно приводить до конца программы. Более-менее известный пример: это «Автобус милосердия» в Москве. Вот если в Москве, особенно когда холодно, в зимнее время, замерзает на улице человек по тем или иным причинам. Но это человек. Он, может быть, не очень трезв, не очень здоров, не очень социально находится на высоком уровне. Но он живой человек. Если едет скорая помощь, она остановится и посмотрит: нет никаких видимых повреждений, его ни одна больница не возьмет, они просто поедут дальше. Не потому, что они черствые, а потому, что такая практика. Единственные, кто остановится и возьмет, это автобус Русской православной Церкви, «Автобус милосердия». Я вам скажу страшную вещь. Моя родная сестра работала в Институте Склифосовского, она мне рассказывала, что особо сердобольные врачи на скорой помощи, знаете, что делают, чтобы помочь таким людям? Им аккуратно, слегка разбивают голову, чтобы их можно было сдать в больницу, чтобы их приняли в приемный покой. Даже есть такой профессиональный жаргон у врачей скорой помощи — расширять диагноз. Чтобы хоть как-то помочь. Так вот, «Автобус милосердия» не расширяет диагноз, он просто помогает этим людям не замерзнуть, не умереть. И таких дел у Церкви сотни и тысячи. Давайте говорить об этом.

А.ИСАЕВ: И я призываю наших уважаемых слушателей голосовать. Важную тему мы сегодня поднимаем. 916-55-81 — те, кто считает, что кампания, развязанная против Церкви, наоборот должна людей сплотить для того, чтобы поддерживать традиционные нравственные ценности в нашем обществе. Те, кто считает, что на это на самом деле кампания критики, которая показала в кавычках, я цитирую, «истинное лицо», оттолкнула этих людей от Церкви, — 916-55-82. Сейчас мы прервемся на выпуск новостей. После этого поднимем еще некоторые важные вопросы, которые задают наши слушатели, обратившиеся по SMS.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. Меня зовут Андрей Исаев. Вместе со мной сегодня в студии у микрофона Владимир Романович Легойда, который возглавляет Синодальный информационный отдел Русской православной церкви. Мы говорим уже около получаса об основных искушениях Великого поста. О кампании, которая была развернута в средствах массовой информации, в общественной жизни против Русской православной церкви. И мы просим наших слушателей проголосовать. Те, кто считает, что эта кампания в итоге привела к тому, что они лично осознали необходимость встать на защиту традиционных нравственных ценностей в нашем обществе, — 916-55-81. Тех, кого эта кампания убедила в том, что нужно отходить от Церкви, оттолкнула от Церкви, — 916-55-82. Владимир Романович, вот еще задают нам вопросы. Что это было за обращение, которое оглашали в Вербное воскресенье во многих церквях. А это было обращение Высшего церковного совета. Некоторые спрашивают, что это за орган, поскольку Синод более известный орган. И в связи с этим обращением, что за молебен 22 апреля? Потому что это всё пытаются интерпретировать как некий политический акт Церкви против ее врагов.

В.ЛЕГОЙДА: Очень важный вопрос. Сначала про Высший церковный совет. Это орган высшего церковного управления, который был создан относительно недавно. Хотя в свое время, в начале 20 века, у нас был подобный орган с таким названием. Так вот, это орган высшего церковного управления, который возглавляет святейший патриарх, туда входят главы, председатели всех синодальных учреждений. Это своего рода церковное правительство, можно так сказать. Он подотчетен святейшему патриарху и Синоду, естественно, Русской православной церкви. На своем последнем заседании Высший церковный совет принял обращение, которое связано как раз таки с искушениями, в том числе с искушениями Великого поста. И это обращение, естественно, как любое церковное обращение, любое церковное воззвание, оно призывает людей к молитве. Произошла череда кощунственных актов, которая началась с кощунства в храме Христа Спасителя. Хотя, если быть точным, даже не в храме Христа Спасителя, потому что произошедшее страшное кощунство в храме Христа Спасителя было 21 февраля. А 19 февраля эти же люди были в Елоховской церкви, в Богоявленском соборе Москвы.

А.ИСАЕВ: Кстати, очень важно, нам говорят: а почему их просто не поругали и не отпустили?

В.ЛЕГОЙДА: Вот их поругали и отпустили 19 февраля. И 21 они пришли опять. Более того, как совершенно справедливо сказал архимандрит Тихон Шевкунов, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в Москве, это было первое после большевиков, впервые за много лет сознательное осквернение храма. Об этом тоже я просил бы не забывать. А после этого произошел еще ряд кощунственных акций. В городе Невинномысске мужчина ворвался в храм с ножом, уничтожил несколько икон 17 века, которые были переданы из музея в храм, перевернул распятие, вонзил нож в распятие Христа. Этого ему показалось мало, он избил священника, который пытался его остановить, ворвался в алтарь и осквернил алтарь. В Вологодской области в одном из храмов также ворвались в храм и уничтожили несколько икон. В городе Мозеле, это Белоруссия, но тоже Русская православная церковь, храм был исписан похабными надписями. Вот такая череда событий. Как может Церковь ответить на всё это? Конечно, никакими ни политическими акциями, ни изображениями карикатур, ни высмеиванием людей, которые надругались над Церковью, ни рисунками демотиваторов, которые так популярны сегодня, против Церкви, в интернет-среде. Церковь может ответить только молитвой. Поэтому Высший церковный совет, обращаясь к верующим людям, говорит о том, чтобы 22 апреля, кстати сказать, в неделю уверения Фомы, в неделю, когда мы вспоминаем, как Господь уверил сомневавшегося Фому, то есть в воскресенье, когда мы особо обращаемся к людям сомневающимся и неверующим. Церковь обращается к своим верным и вместе с тем к людям сомневающимся, неверующим, со словами молитвы. Церковь призывает всех придти на молитву. Молитва будет совершаться во всех кафедральных соборах, то есть в главных храмах всех епархий. В Москве это храм Христа Спасителя, где в 14 часов начнется молебен. Он начнется крестным ходом, который возглавит святейший патриарх. Крестный ход и молебен перед храмом Христа Спасителя. Люди будут собираться вокруг храма, на улице Волхонке. Будут изнесены из храма хранящиеся в храме святыни. Это Гвоздь от Христа, который сейчас находится на поклонении верующими в храме Христа Спасителя, к нему можно подойти и приложиться. Вот он будет изнесен из храма. Это частица ризы, частица хитона Христа, которая также хранится в храме Христа Спасителя. Это распятие из Невинномысска, которое будет привезено в храм.

А.ИСАЕВ: То самое…

В.ЛЕГОЙДА: То самое, в которое был вонзен нож человека, ворвавшегося в храм. И также, наверное, будут привезены, мы сейчас пытаемся понять, можно ли привезти оскверненные иконы из Вологодской области, из Невинномысска, потому что они действительно подверглись очень серьезному разрушению. И в Москве также в храме Георгия Победоносца на Псковской Горке хранится икона Казанской Божьей матери, икона, в которой 13 прострелов от пуль. В 20-е годы, судя по всему, это было сделано. И вот эта святыня тоже будет принесена и поставлена на поклонение верующим во время этого молебна, который пройдет 22 апреля в 14 часов в храме Христа Спасителя.

А.ИСАЕВ: Я хочу напомнить нашим слушателям, нам осталось еще несколько минут, мы будем подводить итоги нашего голосования. Спасибо, очень много людей проголосовали. Те, кто в результате гонений, которым подверглась Церковь в период Великого поста, нападок на Церковь, критики Церкви, уверовали для себя, что нужно встать на защиту Церкви, на защиту традиционных нравственных ценностей, могут позвонить по телефону 916-55-81. Те, кто наоборот почувствовал отчуждение от Церкви, — 916-55-82. Давайте попробуем услышать еще один звонок. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Галина. И я хочу сказать такую вещь. Вам не кажется, что всеми этими событиями Бог старается показать нам, что вообще-то он не живет в рукотворных храмах, а живет… сказано, что мы — его храм. Каждый человек — это храм бога живого. Вот и всё.

А.ИСАЕВ: Галина, скажите, вы православная?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Этот вопрос меня всегда жутко коробит. Я верую в Бога и во Христа. Я не знаю, православная ли я.

А.ИСАЕВ: Это достаточно легко установить. Вы крещеная?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да, меня в детстве крестили. Но я хочу сказать такую вещь: люди вообще очень мало знают Библию, мало читают Евангелие. Я считаю, что все эти события не просто так. Бог допускает для чего-то.

В.ЛЕГОЙДА: Я хотел сказать, что замечательно, что Галина считает себя верующим человеком. Это прекрасно. Я уже говорил, что Церковь проходила через намного более тяжелые события, которые попускались Господом для вразумления. И менее ста лет назад на нашей земле сотни тысяч священников были уничтожены физически. Я не думаю, что это тоже было свидетельство того, что Бог не жил в их сердцах, он не жил в рукотворных храмах. Конечно, это было мученическое свидетельство об истинности Христовой. Сегодня совершенно необязательно физически уничтожать храм. Можно сделать то, что было сделано, и вызвать огромную реакцию. И вызвать очень много негатива по отношению к Церкви, по отношению к верующим людям.

А.ИСАЕВ: Потому что взрыв был виден определенному количеству людей, а информационный взрыв виден еще большему количеству.

В.ЛЕГОЙДА: А что касается веры в сердце, я бы хотел сказать Галине, что, конечно, любое движение, полдвижения, намек на движение человека к Богу всегда вызывает уважение и радость. Я уверен, что это замечательно. Евангелие, о котором вспоминала Галина, говорит, что Бог есть любовь. Вот, Галина, если вы любите человека, достаточно ли вам знать об этом, не говорить ничего этому человеку, не дарить ему цветы, как мы дарим возлюбленным, не признаваться ему в любви, не пытаться создать с ним семью? Я такую аналогию проведу. Если вам кажется достаточным, тогда можно кого-то любить в глубине сердца и так, чтобы он об этом не знал.

А.ИСАЕВ: Мы сейчас должны прерваться. Перед тем, как мы уйдем на минутную паузу, 916-55-81 — те, кто считает, что необходимо поддержать Церковь и традиционные нравственные ценности. 916-55-82 — те, кто Церковь критикует.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. У микрофона Андрей Исаев. Сегодня со мной вместе в студии находится председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда. И мы подводим итог нашего голосования. Напомню тем, кто слушает нас с самого начала, о том, что мы просили проголосовать. Те, кто в результате кампании, нападок на Церковь, гонений на Церковь, которые произошли в этот Великий пост, для себя лично принял решение о том, что надо защищать Церковь, надо защищать традиционные нравственные ценности, которые она несет в наше общество. Мы их просили проголосовать по телефону 916-55-81. За это проголосовали 62,3 процента. Те, кто высказался о том, что Церковь подвергается критике справедливо, они испытали ощущение отчуждения от Церкви, таковых немало — 37,7 процента голосов. Мы благодарим всех, кто принял участие в голосовании. Но сразу могу сказать, что мне очень отрадно, что сейчас большинство, явное большинство — почти две трети проголосовавших — сделали именно такой вывод. Таким образом, организаторы кампаний, а у меня нет сомнений в том, что это была организованная кампания, по крайней мере, по результатам этого голосования добились обратного результата. Они подтолкнули людей к тому, чтобы задуматься, что у них пытаются отобрать, что пытаются оболгать. Это, на мой взгляд, очень важно, очень значимо. Тем более, я считаю, что результаты голосования, конечно, на любой радиостанции не могут быть абсолютно репрезентативными. Но если бы нас слушало чуть большее количество людей, по этим результатам считаю, что были бы еще лучше результаты. Потому что часть тех, кто разделяет первый ответ, они сейчас не слушают радио, они готовятся идти в храм. И даже несмотря на то, мы их не досчитались сегодня среди слушателей, все равно такие хорошие результаты. Я теперь буду немножко в роли злого следователя, чтобы закончить эту тему, все-таки связанную с искушениями поста, хочу сказать, по-моему, вчера одна из девушек, которая участвовала в этом бесчинстве в храме Христа Спасителя, не хочу даже называть данный панк-ансамбль, коллектив, обратилась с неким письмом, где она сказала о том, что просит — вот сейчас в преддверии Пасхи — «Если кто-то обижен на мои слова или поступки, пусть простит. Ничьи религиозные чувства я не имела и не имею целью оскорбить». Как вы на это реагируете?

В.ЛЕГОЙДА: Поскольку эти молодые женщины очень много говорили и говорят с момента, как произошло это кощунственное действие, я впервые сталкиваюсь с тем, что можно назвать каким-то робким шагом, или это полшага, в сторону понимания того, что произошло. И хотя нет, может быть, пока понимания того, почему люди оскорблены, почему люди уязвлены, почему их сердца разрываются от боли, но есть понимание того… я впервые слышу эти слова, что «пусть простят», пусть в такой форме, императивной форме. Но мне кажется, что это уже хорошо. И если это начало пути к осознанию, к переосмыслению того, что произошло, для этого конкретного человека, мне кажется, что можно только вместе со всеми помолиться. Как, собственно, и делают верующие люди. Потому что мы молимся, конечно же, об укреплении людей в вере, но мы молимся и о тех, кто сделал это ужасное действие, мы молимся о том, чтобы в их сердце наступил настоящий мир. Конечно, жить, совершив такой поступок, жить с этим в сердце очень тяжело. Девушка говорит, что следует из письма, что она пока не понимает, почему она оскорбила чувства верующих. Я думаю, что когда-нибудь она поймет. Конечно, с этим будет очень тяжело жить, как тяжело жить всегда с таким поступком. Но я очень надеюсь, что это начало какого-то правильного пути.

А.ИСАЕВ: В конце концов, евангельская история знает немало случаев, когда гонители христианской веры превращались потом в ее ярких сторонников.

В.ЛЕГОЙДА: Поэтому мы очень надеемся и будем молиться о том, чтобы эти люди пришли в состояние настоящего мира в сердце и с людьми.

А.ИСАЕВ: Слава Богу, Великий пост заканчивается, уже совсем скоро мы услышим слова «Христос воскресе из мертвых». Уже очень скоро все будут поздравлять друг друга с Пасхой. Владимир Романович, хочу задать такой вопрос. Он, может быть, банально прозвучит, но что лично для вас Пасха? Это первое. Второе, могут ли пасхальному празднику радоваться и невоцерковленные люди, с вашей точки зрения?

В.ЛЕГОЙДА: Я начну со второго. Мне кажется, безусловно, могут радоваться. И радуются, мы знаем это, и люди невоцерковленные, и люди, которые ходят в храм один раз в году, но ходят радостно, и разделяют эту радость. Потому что придти в храм и не почувствовать эту радость практически невозможно. А для меня, как и для многих других, это ответ на самый главный детский вопрос. Когда в детстве, как и многие, может быть, из нас, я узнал, что есть такая штука — смерть. Что любимые, дорогие мне люди — это люди невечные. Что будет время, когда их не будет рядом со мной. Что будет время, когда меня не будет. И я помню, как мучительно было это узнавание, потому что это не укладывалось в моей маленькой голове.

А.ИСАЕВ: Я тоже, кстати, очень хорошо помню этот момент. Даже помню, когда он наступил для меня. Я ехал в электричке, и вдруг мама мне сказала такую фразу. Мне нужно было лечить зуб, и она сказала: рано или поздно всё равно придется лечить. И вдруг для меня доходит, что всё произойдет рано или поздно. А значит, рано или поздно произойдет и смерть, которая сейчас мне кажется чем-то чуждым.

В.ЛЕГОЙДА: Совершенно верно. И мне кажется, это всегда человек переживает как трагедию именно потому, что все естество маленького человека, а это обычно все-таки в детстве происходит, это узнавание, оно этому противостоит. Так вот, Церковь говорит, что это противостояние совершенно естественно, что это есть отголосок той жизни в Эдеме, жизни с Богом, когда не было смерти, не было горя, не было греха. И ты понимаешь, что это возможно. Ты понимаешь, что смерти нет, что физическая смерть — это только эпизод в жизни твоей личности, что жизнь вечна. Для меня лично это ответ на этот детский вопрос, но самый главный вопрос, может быть, тогда мне казавшийся неразрешимым. Вопрос, против которого вся моя личность восставала, все мои чувства не хотели с этим соглашаться. Когда я услышал впервые «Христос воскресе», я понял, что смерти нет. И мне кажется, что это самое главное, что человек может понять в жизни.

А.ИСАЕВ: Владимир Романович, а вот по поводу людей, которые невоцерковленные. Именно во время этого Великого поста, когда была полемика такая, если это можно назвать полемикой, то говорили, что Церковь любит только своих, а к остальным относится как к чужим. Вот Церковь рада тем людям, которые заходят, сегодня вечером будут заходить, может быть, не для того, чтобы помолиться, а для того, чтобы принять участие в некоем обычае. Или, наоборот, Церковь считает, что это неправильно…

В.ЛЕГОЙДА: И их нужно отгонять палкой.

А.ИСАЕВ: Ну, не надо отгонять палкой. Но это неправильно, что человек это воспринимает как некий обычай языческий.

В.ЛЕГОЙДА: Я могу сказать о себе: я лично даже в каком-то смысле больше рад тем, кто зайдет сегодня, может быть, единственный раз в году, потому что… я всегда повторяю, что Евангелие должно для нас быть не книгой для цитирования, а книгой для жизни. В Евангелии есть замечательная притча о блудном сыне, который, когда вернулся к отцу, то отец ему обрадовался намного больше, чем он радовался и приветствовал сына, который был всегда с ним, который никуда не уходил и который был рядом, то есть который был в ограде Церкви. Это очень важно. Конечно, рады, конечно и безусловно, приходите обязательно, если вы сомневаетесь: а вот, я не постился, я никогда не ходил, но вот интересно, стоит ли зайти? Идите, даже из чувства интереса. Я вам расскажу потрясающую историю моего друга, который рассказал мне, как он стал верующим человеком. Он поехал в Иерусалим, как он говорит, религиозным туристом. Храм Гроба Господня. Зашел в храм. Плита миропомазания, на которой лежал Христос. И он говорит: все становятся на колени и прикладываются к этой плите. И я приложился. Таким, как он говорит, цитирую, «болванчиком». Дальше он говорит: я встал на колени одним человеком, а поднялся другим. Я вдруг понял, что всё то, что говорят о Христе, всё то, что я читал в Евангелии, — это правда. Знаете, так переключилось в его душе, он после этого стал пытаться жить по-другому. Я как его друг могу свидетельствовать, что очень многое в его жизни изменилось. К чему я это говорю: Бог действует так, где хочет и как хочет. Дух дышит, где хочет, говорит Библия. Человек может придти из любопытства, может войти в храм одним, а выйти совершенно другим. Это, в том числе, к тем разговорам, которые у нас массово были недавно, когда к Поясу Богородицы приходили миллионы людей. И все начинали выносить суждения: а вот какова степени их веры, на сколько процентов они верующие? Это смешно, господа. Потому что Бог свободен и он может человека изменить в любой момент, через святыню, через приход в храм на Пасху, совершенно поменять сердечное расположение. Поэтому, мне кажется, это замечательно, когда люди приходят. Даже если они приходят один раз на Пасху.

А.ИСАЕВ: Владимир Романович, кстати, по поводу сомневающихся людей. О них отдельно следует сказать. Некоторым нашим радиослушателям, которые, может быть, этого не знают, хочу сказать, что Владимир Романович Легойда еще является главным редактором светского, но ориентированного на Русскую православную церковь журнала «Фома». Это православный журнал для сомневающихся. Насколько я понимаю, Володь, эта твоя деятельность, приближение к церковной деятельности начиналась именно с этого. Вот за эти 20 лет, когда я помню, «Фома» начинал выходить, еще на коленке он делался, что для меня очень важно, в редакции газеты «Солидарность»….

В.ЛЕГОЙДА: И с помощью Андрея Константиновича, да. Он просто не вышел бы, если не это.

А.ИСАЕВ: Это такой самиздатовский практически журнал. Сейчас это вполне солидное издание, которое очень многие читают, с огромным интересом. А вот сами по себе сомневающиеся изменились за это время или нет? О том ли они сомневаются или не о том?

В.ЛЕГОЙДА: Мне кажется, что те люди, к которым мы обращались, и в то время, конечно, многие из них, уже ограду церковную уже прошли и переступили порог храма. Сомнения, в принципе, одни и те же остаются у людей, которые впервые, может быть, соприкасаются с какими-то вопросами жизненными. Но здесь есть еще один поворот. Ведь мы никогда себя не отделяли от сомневающихся. Мне кажется, что не сомневающийся человек какой-то такой не очень живой. Другое дело, в чем человек сомневается. Если он сомневается в себе, в каком-то выборе, который он должен совершить, значит, с ним можно вступать в диалог. А если он в себе не сомневается и убежден, что каждый его шаг и каждое его слово, каждая есть мысль — это просто истина в последней инстанции, то с ним диалог невозможен, он как раз таки несомневающийся. А вот сомневающихся мы очень любим и обращаемся к ним.

А.ИСАЕВ: Владимир Романович. Мы завершаем нашу программу. Несколько слов нашим слушателям.

В.ЛЕГОЙДА: Я хотел бы только сказать буквально присоединяясь к тем словам, которые уже звучали сегодня о Пасхе. Я хотел бы позвать, пригласить всех, кто, может быть, сейчас сомневается, идти или не идти сегодня в храм. Обязательно идти и разделить эту величайшую, дарованную из возможных человеку радостей.

А.ИСАЕВ: Я также присоединяюсь к приглашению придти в храм. И надеюсь, что всё будет хорошо. Мы достойно все встретим светлый праздник Пасхи. А в следующую субботу в 19 часов услышим друг друга на «Русской службе новостей».